По пещерным городам крыма
Автор
|
Опубликовано: 3639 дней назад ( 7 декабря 2014)
|
+3 Голосов: 3 |
По пещерным городам Крыма
Я крымманьяк…
Сижу, вспоминаю это раскалённое солнце, воздух, пропитанный пылью дорог, воду с привкусом соли на губах, и понимаю, что все невзгоды заканчиваются, как только ты ступаешь на перрон Симферопольского вокзала.
Всем своим друзьям я, помнится, обещал составить письменный отчёт о пройденном пути крымского похода. Но собравшись с мыслями, я понял, что даже самое художественное описание маршрута будет, всего лишь, описанием пройденных дорог. И поскольку обещание нужно исполнять, я решил всё же сделать отчёт, но не о дорогах, точнее, не только о дорогах.
Итак… Перрон Бахчисарая…
Сказочное место. Недаром само название города означает – «Сад-Дворец». Сойдя с поезда, ты понимаешь, что - уже в Крыму. Низкорослые деревья вокруг вокзальной площади, гомон местного люда, предлагающего горячую самсу, зычные голоса навязчивых таксистов, готовых отвезти вас на край вселенной, правда за немалое вознаграждение все свидетельствует о прибытии в сказочную страну, в место, где сплелись воедино предпринимательский татарский дух, славянская щедрость и туристическое желание съэкономить.
После недолгих поисков такси для нашего недолгого трансфера, наша компашка в десять человек, уютно разместилась на головах друг друга в двух легковушках. На наши недоверчивые возгласы по поводу незакрывающихся багажников машин из-за торчащих оттуда рюкзаков, которым мог бы позавидовать любой уважающий себя верблюд, наши водители – татары ответили: «Мы 35 лет так ездим!». Мы смирились, доверившись их опыту. Как только нам удалось приютиться на головах друг у друга, и машины отъехали, грянул гром, и полил такой ливень, что из салона машины не было видно ни дороги ни пролетающих на скорости мимо нас деревьев. Надо отдать должное опытности местных водителей, ливень их нисколько не смутил и на скорости движения это стихийное событие никак не отразилось. Мне даже кажется, за столь долгое время их работы в такси, местный гидрометцентр выдал им последнюю версию подкожного GPS навигатора, позволяющего им беспрепятственно двигаться по дорогам при полном отсутствии видимости. Благо пока мы доехали до места назначения, дождь миновал, и мы спокойно перепаковавшись возле сельского магазина, последнего оплота цивилизации для нас на несколько дней, выдвинулись по пыльной дороге в горы.
Горы… как много для меня, да и для очень многих людей, сокрыто в этом слове. Горы - это не только камни. Это лес, шумящий у тебя над головой шёпотом ветра в кронах деревьев. Это воздух, наполняющий легкие чем-то необъяснимо родным и пьянящим. Это камни скал, завораживающие своим величием и почти непреодолимым желанием взобраться на них, чтобы увидеть то, что они за собой скрывают. Каждый шаг, дающийся то с трудом, то с некоторой степенью лёгкости, приводит тело в состояние напряжения, а душа кричит в тебе: «Я смог! У меня получилось!». За каждым поворотом, открывающим новый вид с вершин, ты оставляешь не только суету города, ты оставляешь свои слабости, уныние, разочарование. И с каждой новой скалы у тебя под ногами, когда ты машешь рукой братьям-туристам, идущим по тропе внизу в долине, ты внутренне машешь в их лице самому себе, давая немой сигнал – «Всё ещё впереди, всё получится!».
Этот поход был для всех походом по пещерным городам Крыма, но я бы назвал его походом по пещерным крымским монастырям.
Кто из нас мог тогда знать, что этот поход будет, наверное, последним на долгий период времени для нашей общей компашки. Пройдёт совсем немного времени, и Крым станет закрытой для походов территорией. Закрыт для походов, но не для монахов, живущих в тех горных, пещерных монастырях, в которых мы были. Шулдан, Свято-Успенский пещерный монастырь, Челтер-Мармара - места, ставшие и для нас святыми и драгоценными.
Монастырь Шулдан (Отдающий эхо) расположен к северу от села Терновка Севастопольского горсовета в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20, которые расположены в два яруса.
Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Шулдан, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однако, в результате проведенных исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не раннее Х - ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период княжества Феодоро (вторая половина ХIV - третья четверть ХV вв.).
Первоначальный христианский культовый комплекс в скале Шулдан мог возникнуть в ХIII - ХIV вв. Скорее всего он был небольших размеров. На месте современной церкви располагалась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней. Учитывая пропорции храма (см. ниже) и наличие горнего места, монастырь был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита, Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро - Мангупа. По-видимому, в ХIV - ХV вв. были созданы и остальные помещения монастыря. С конца ХV в., после захвата Крыма турками, вероятнее всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота.
Наиболее значимыми памятниками Шулдана являются две пещерные церкви. Главный храм, расположенный в первом ярусе, размерами 7 х 3,3 х 3,65 м, в плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Алтарная часть подковообразной формы. В основании стен апсиды вырублен двухступенчатый синтрон с горним местом посередине. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. К северу к церкви примыкает часовня неправильной в плане формы, а к югу - прямоугольная с закруглением в восточной части крещальня.
Церковь №2 находится на втором ярусе, над восточным входом в монастырь. Она неправильной в плане формы, размерами 9,5 х 4,7 х 1,9 м. Ее престол выполнен в виде небольшой арочной ниши в восточной стене пещеры.
Подъём к самому храму всех заворожил. Не смотря сложность подъёма, нас, привыкших карабкаться с тяжёлыми рюкзаками за плечами по узким ущельям, скользким камням и сыпучим склонам, покорила лестница, ведущая от подножия монастыря и жилых помещений монахов к храму. Сколоченная, казалось из доисторических и успевших окаменеть, стволов деревьев. Не смотря на наши опасения, подъём хоть был и не самый удобный, но достаточно безопасный.
Внутреннее убранство келий и самого храма, всё говорило о том, что место это не только обжито, но и горячо любимо её обитателями. Везде царил если не идеальный порядок, то достаточно чистое помещение, которое говорило само за себя.
При входе в монастырь висела, отпечатанная на листе бумаги, буквами в старославянском стиле надпись, являвшаяся уставом монастыря, которая гласила: «Никто никому не мешает жить. Во Имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь». Каждый из нас вынес этот устав в своём сердце. Думаю, до сих пор ни я, ни мои друзья не встречали такого простого и одновременно мудрого по своей глубине высказывания.
В народе говорят, что Шулдан был восстановлен беглым преступником, впоследствии ставшим настоятелем монастыря. Говорят также, что и сейчас, основными его жителями являются люди, решившие завязать с криминальным прошлым и нашедшие себя в новом амплуа в качестве послушников и монахов Шулдана. Встретившийся нам монах, не был похож на человека избалованного жизнью. Напротив, и суровое лицо, и мозолистые и узловатые руки говорили о том, что он многое повидал в жизни. В любом случае, кто бы там не жил, и какое бы прошлое не было за плечами этих людей, само то, что они нашли в себе силы и желание служить Богу и людям своей молитвой, достойно уважения.
Пещерный монастырь Челтер-Мармара
Вблизи села Терновка, в скалистых обрывах горы Челтер-Кая («решетчатая скала»), даже с дороги видны четыре яруса пещер. Это монастырь Челтер, возникший в конце Vlll-начале IX века. Здесь археологи насчитали более пятидесяти пещер: кельи, трапезную, хозяйственные и подсобные помещения, а также четыре церкви. В древности все они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. На стенах некоторых пещер ещё различимы порядковые номера, которые соответствуют обозначениям на схеме.
К подножию Челтер-Кая ведет крутая каменистая тропа. Она проходит в зарослях кизильника, колючего держи-дерева, можжевельника колючего. Встречаются дикая черешня и реликтовое терпентинное дерево. Тропа усеяна глиняными черепками – остатками монастырских пифосов и амфор.
В нижнем ярусе монастыря - 16 изолированных друг от друга пещер, и еще 2 большие в западной части, представляющие собой естественные гроты, соединенные дверным проемом. Перед входом в одну из пещер стесана неровность скалы, так что в пещеру ведет плавный подъем, а в стенах сохранились следы от засовов и прорезаны пазы. Это говорит об использовании пещер для содержания скота. В некоторых помещениях видны вырубки для очагов в полу, а в стенах и на потолке - всевозможные проушины для подвешивания светильников.
Пещеры монастыря Челтер со второго по пятый ярус составляют единый ансамбль и имеют общий ход-калитку на восточном краю второго яруса. К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы. Она плохо сохранилась, но видно, что вход в монастырь располагался в неглубокой нише таким образом, что одной его стороной являлась скала, а другой - каменная стена, возведенная в древности по внешнему краю террасы. Над входом нависает козырек скалы, исключающий поражение сверху.
На втором ярусе - хозяйственный комплекс. В полу его вырублено 5 яйцеобразных емкостей, предназначенных для сбора дождевой воды, глубина их от 1,8 до 2,5 м. Центральное место в этом ярусе занимает большой естественный грот, общая длина которого 32 м. Свод его поддерживают 5 колонн.
В восточной части грота - церковь. В храме нет южной и западной стен - в древности они были сложены из камня. Апсида полукруглой формы, в центре пола - основание для престола с углублением для мощей. В стене есть ниша-жертвенник и окно. Вдоль северной стены тянется скамья, рядом с которой в полу пять могил. В этом же гроте, в другой стороне, высечен тарапан. Вокруг монастыря до сих пор находят заросли одичавшего винограда. По краю скалы сохранились несколько зерновых ям, рядом, стоит лишь присмотреться, канавки, которые отводили дождевую воду от запасов зерна, собирая ее в особый водоем.
Третий ярус состоит из жилых, изолированных друг от друга помещений. Для входа в них с наружной стороны в древности был сооружен деревянный настил, служивший одновременно и перекрытием галереи второго яруса. От настила к дверным проемам вели вырубленные в скале ступеньки. В стенах этих пещер, выходящих к обрыву - остатки оконных проемов. В случае непогоды они могли закрываться ставнями. В центральном помещении этого яруса вырублены две гробницы, над которыми видны слабые следы греческой надписи. Судя по углублениям в полу, пещера была разделена перегородками на 4 части, одна из них с могилами - часовня. На ее потолке, на месте алтарной преграды вырублен крест, справа от престола в квадратной вырезке тоже крест. Два других помещения, выходящих к обрыву, имели в древности балконы. На белых известняковых стенах пещер обитает ажурный папоротник адиантум Венерин волос.
В четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса. В настоящее время он разрушен, и без специального снаряжения туда не подняться. А было бы любопытно взглянуть на кресты, высеченные на стене алтаря и остатки греческой надписи: «раб божий... 6911-й (1403 год)».
На пятый ярус - верхнее плато - можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный полузасыпанный карстовый провал можно пройти к часовне. Она невелика, на ее стенах много граффити, часть южной стены обрушилось. Рядом - естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров вглубь горы. Предназначение ее неясно. Возможно, в ней хранили какую-нибудь реликвию. Сейчас там только комары.
При выходе на плато, под пологом леса - остатки какого-то сооружения. Плато плавно спускается в сторону Эски-Кермена. Если внимательно присмотреться, на плато можно заметить задернованные валы - это размежевочные ограды. Стенки сложены из грубо обработанного камня, самые мощные из них достигают в ширину 80 - 120см и имеют длину около 300 м.
На восток от Челтера вдоль кромки плато идет хорошая маркированая тропа. Примерно через полтора километра она приводит к другому монастырю, расположившемуся в обрывах скалы Шулдан, что переводится как «отдающий эхо». Сейчас монастырь возрождается, там обосновались монахи.
А к подножию Челтера ведут ступеньки каменной лесенки с восточной стороны монастыря.
Можно много рассказывать об архитектуре и истории создания пещерных поселений. Но лично для меня, была важна сама атмосфера нахождения там. Разве можно передать словами взгляд монаха, смотрящего сверху вниз вслед нам, спускающимся по горной тропе, туристам? В его глазах читалась улыбка. Но не насмешливая. Нет. Он не смеялся над нами. Скорее он сочувственно нам улыбался. Не сочувствуя нашим физическим нагрузкам. А скорее, понимая, что с каждым шагом, удаляющим нас от монастыря, мы удалялись от покоя и мира присущего монастырскому устрою. Он смотрел нам вслед и наверное оттуда, из своей кельи, видел ожидающую нас суету больших городов, бессмысленность ритуалов с одеждой, на которую обречены все жители мегаполисов, и мечтал о новой встрече с нами. Во всяком случае, мне бы этого хотелось. Знаю, будут другие походы, другие горы и новые люди. Но я всегда буду помнить глаза того монаха, глядящего с усмешкой нам вслед из кельи пещерного монастыря в Крыму.
До новых встреч в горах. Всегда ваш Ю. Хант.
P/S Приношу извинения за отсутствие фотографий, в оригинальной статье они присутствуют. Сказывается редкость моих появлений в сети - сложность с редакцией фотографий.
Я крымманьяк…
Сижу, вспоминаю это раскалённое солнце, воздух, пропитанный пылью дорог, воду с привкусом соли на губах, и понимаю, что все невзгоды заканчиваются, как только ты ступаешь на перрон Симферопольского вокзала.
Всем своим друзьям я, помнится, обещал составить письменный отчёт о пройденном пути крымского похода. Но собравшись с мыслями, я понял, что даже самое художественное описание маршрута будет, всего лишь, описанием пройденных дорог. И поскольку обещание нужно исполнять, я решил всё же сделать отчёт, но не о дорогах, точнее, не только о дорогах.
Итак… Перрон Бахчисарая…
Сказочное место. Недаром само название города означает – «Сад-Дворец». Сойдя с поезда, ты понимаешь, что - уже в Крыму. Низкорослые деревья вокруг вокзальной площади, гомон местного люда, предлагающего горячую самсу, зычные голоса навязчивых таксистов, готовых отвезти вас на край вселенной, правда за немалое вознаграждение все свидетельствует о прибытии в сказочную страну, в место, где сплелись воедино предпринимательский татарский дух, славянская щедрость и туристическое желание съэкономить.
После недолгих поисков такси для нашего недолгого трансфера, наша компашка в десять человек, уютно разместилась на головах друг друга в двух легковушках. На наши недоверчивые возгласы по поводу незакрывающихся багажников машин из-за торчащих оттуда рюкзаков, которым мог бы позавидовать любой уважающий себя верблюд, наши водители – татары ответили: «Мы 35 лет так ездим!». Мы смирились, доверившись их опыту. Как только нам удалось приютиться на головах друг у друга, и машины отъехали, грянул гром, и полил такой ливень, что из салона машины не было видно ни дороги ни пролетающих на скорости мимо нас деревьев. Надо отдать должное опытности местных водителей, ливень их нисколько не смутил и на скорости движения это стихийное событие никак не отразилось. Мне даже кажется, за столь долгое время их работы в такси, местный гидрометцентр выдал им последнюю версию подкожного GPS навигатора, позволяющего им беспрепятственно двигаться по дорогам при полном отсутствии видимости. Благо пока мы доехали до места назначения, дождь миновал, и мы спокойно перепаковавшись возле сельского магазина, последнего оплота цивилизации для нас на несколько дней, выдвинулись по пыльной дороге в горы.
Горы… как много для меня, да и для очень многих людей, сокрыто в этом слове. Горы - это не только камни. Это лес, шумящий у тебя над головой шёпотом ветра в кронах деревьев. Это воздух, наполняющий легкие чем-то необъяснимо родным и пьянящим. Это камни скал, завораживающие своим величием и почти непреодолимым желанием взобраться на них, чтобы увидеть то, что они за собой скрывают. Каждый шаг, дающийся то с трудом, то с некоторой степенью лёгкости, приводит тело в состояние напряжения, а душа кричит в тебе: «Я смог! У меня получилось!». За каждым поворотом, открывающим новый вид с вершин, ты оставляешь не только суету города, ты оставляешь свои слабости, уныние, разочарование. И с каждой новой скалы у тебя под ногами, когда ты машешь рукой братьям-туристам, идущим по тропе внизу в долине, ты внутренне машешь в их лице самому себе, давая немой сигнал – «Всё ещё впереди, всё получится!».
Этот поход был для всех походом по пещерным городам Крыма, но я бы назвал его походом по пещерным крымским монастырям.
Кто из нас мог тогда знать, что этот поход будет, наверное, последним на долгий период времени для нашей общей компашки. Пройдёт совсем немного времени, и Крым станет закрытой для походов территорией. Закрыт для походов, но не для монахов, живущих в тех горных, пещерных монастырях, в которых мы были. Шулдан, Свято-Успенский пещерный монастырь, Челтер-Мармара - места, ставшие и для нас святыми и драгоценными.
Монастырь Шулдан (Отдающий эхо) расположен к северу от села Терновка Севастопольского горсовета в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20, которые расположены в два яруса.
Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Шулдан, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однако, в результате проведенных исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не раннее Х - ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период княжества Феодоро (вторая половина ХIV - третья четверть ХV вв.).
Первоначальный христианский культовый комплекс в скале Шулдан мог возникнуть в ХIII - ХIV вв. Скорее всего он был небольших размеров. На месте современной церкви располагалась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней. Учитывая пропорции храма (см. ниже) и наличие горнего места, монастырь был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита, Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро - Мангупа. По-видимому, в ХIV - ХV вв. были созданы и остальные помещения монастыря. С конца ХV в., после захвата Крыма турками, вероятнее всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота.
Наиболее значимыми памятниками Шулдана являются две пещерные церкви. Главный храм, расположенный в первом ярусе, размерами 7 х 3,3 х 3,65 м, в плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Алтарная часть подковообразной формы. В основании стен апсиды вырублен двухступенчатый синтрон с горним местом посередине. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. К северу к церкви примыкает часовня неправильной в плане формы, а к югу - прямоугольная с закруглением в восточной части крещальня.
Церковь №2 находится на втором ярусе, над восточным входом в монастырь. Она неправильной в плане формы, размерами 9,5 х 4,7 х 1,9 м. Ее престол выполнен в виде небольшой арочной ниши в восточной стене пещеры.
Подъём к самому храму всех заворожил. Не смотря сложность подъёма, нас, привыкших карабкаться с тяжёлыми рюкзаками за плечами по узким ущельям, скользким камням и сыпучим склонам, покорила лестница, ведущая от подножия монастыря и жилых помещений монахов к храму. Сколоченная, казалось из доисторических и успевших окаменеть, стволов деревьев. Не смотря на наши опасения, подъём хоть был и не самый удобный, но достаточно безопасный.
Внутреннее убранство келий и самого храма, всё говорило о том, что место это не только обжито, но и горячо любимо её обитателями. Везде царил если не идеальный порядок, то достаточно чистое помещение, которое говорило само за себя.
При входе в монастырь висела, отпечатанная на листе бумаги, буквами в старославянском стиле надпись, являвшаяся уставом монастыря, которая гласила: «Никто никому не мешает жить. Во Имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь». Каждый из нас вынес этот устав в своём сердце. Думаю, до сих пор ни я, ни мои друзья не встречали такого простого и одновременно мудрого по своей глубине высказывания.
В народе говорят, что Шулдан был восстановлен беглым преступником, впоследствии ставшим настоятелем монастыря. Говорят также, что и сейчас, основными его жителями являются люди, решившие завязать с криминальным прошлым и нашедшие себя в новом амплуа в качестве послушников и монахов Шулдана. Встретившийся нам монах, не был похож на человека избалованного жизнью. Напротив, и суровое лицо, и мозолистые и узловатые руки говорили о том, что он многое повидал в жизни. В любом случае, кто бы там не жил, и какое бы прошлое не было за плечами этих людей, само то, что они нашли в себе силы и желание служить Богу и людям своей молитвой, достойно уважения.
Пещерный монастырь Челтер-Мармара
Вблизи села Терновка, в скалистых обрывах горы Челтер-Кая («решетчатая скала»), даже с дороги видны четыре яруса пещер. Это монастырь Челтер, возникший в конце Vlll-начале IX века. Здесь археологи насчитали более пятидесяти пещер: кельи, трапезную, хозяйственные и подсобные помещения, а также четыре церкви. В древности все они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. На стенах некоторых пещер ещё различимы порядковые номера, которые соответствуют обозначениям на схеме.
К подножию Челтер-Кая ведет крутая каменистая тропа. Она проходит в зарослях кизильника, колючего держи-дерева, можжевельника колючего. Встречаются дикая черешня и реликтовое терпентинное дерево. Тропа усеяна глиняными черепками – остатками монастырских пифосов и амфор.
В нижнем ярусе монастыря - 16 изолированных друг от друга пещер, и еще 2 большие в западной части, представляющие собой естественные гроты, соединенные дверным проемом. Перед входом в одну из пещер стесана неровность скалы, так что в пещеру ведет плавный подъем, а в стенах сохранились следы от засовов и прорезаны пазы. Это говорит об использовании пещер для содержания скота. В некоторых помещениях видны вырубки для очагов в полу, а в стенах и на потолке - всевозможные проушины для подвешивания светильников.
Пещеры монастыря Челтер со второго по пятый ярус составляют единый ансамбль и имеют общий ход-калитку на восточном краю второго яруса. К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы. Она плохо сохранилась, но видно, что вход в монастырь располагался в неглубокой нише таким образом, что одной его стороной являлась скала, а другой - каменная стена, возведенная в древности по внешнему краю террасы. Над входом нависает козырек скалы, исключающий поражение сверху.
На втором ярусе - хозяйственный комплекс. В полу его вырублено 5 яйцеобразных емкостей, предназначенных для сбора дождевой воды, глубина их от 1,8 до 2,5 м. Центральное место в этом ярусе занимает большой естественный грот, общая длина которого 32 м. Свод его поддерживают 5 колонн.
В восточной части грота - церковь. В храме нет южной и западной стен - в древности они были сложены из камня. Апсида полукруглой формы, в центре пола - основание для престола с углублением для мощей. В стене есть ниша-жертвенник и окно. Вдоль северной стены тянется скамья, рядом с которой в полу пять могил. В этом же гроте, в другой стороне, высечен тарапан. Вокруг монастыря до сих пор находят заросли одичавшего винограда. По краю скалы сохранились несколько зерновых ям, рядом, стоит лишь присмотреться, канавки, которые отводили дождевую воду от запасов зерна, собирая ее в особый водоем.
Третий ярус состоит из жилых, изолированных друг от друга помещений. Для входа в них с наружной стороны в древности был сооружен деревянный настил, служивший одновременно и перекрытием галереи второго яруса. От настила к дверным проемам вели вырубленные в скале ступеньки. В стенах этих пещер, выходящих к обрыву - остатки оконных проемов. В случае непогоды они могли закрываться ставнями. В центральном помещении этого яруса вырублены две гробницы, над которыми видны слабые следы греческой надписи. Судя по углублениям в полу, пещера была разделена перегородками на 4 части, одна из них с могилами - часовня. На ее потолке, на месте алтарной преграды вырублен крест, справа от престола в квадратной вырезке тоже крест. Два других помещения, выходящих к обрыву, имели в древности балконы. На белых известняковых стенах пещер обитает ажурный папоротник адиантум Венерин волос.
В четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса. В настоящее время он разрушен, и без специального снаряжения туда не подняться. А было бы любопытно взглянуть на кресты, высеченные на стене алтаря и остатки греческой надписи: «раб божий... 6911-й (1403 год)».
На пятый ярус - верхнее плато - можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный полузасыпанный карстовый провал можно пройти к часовне. Она невелика, на ее стенах много граффити, часть южной стены обрушилось. Рядом - естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров вглубь горы. Предназначение ее неясно. Возможно, в ней хранили какую-нибудь реликвию. Сейчас там только комары.
При выходе на плато, под пологом леса - остатки какого-то сооружения. Плато плавно спускается в сторону Эски-Кермена. Если внимательно присмотреться, на плато можно заметить задернованные валы - это размежевочные ограды. Стенки сложены из грубо обработанного камня, самые мощные из них достигают в ширину 80 - 120см и имеют длину около 300 м.
На восток от Челтера вдоль кромки плато идет хорошая маркированая тропа. Примерно через полтора километра она приводит к другому монастырю, расположившемуся в обрывах скалы Шулдан, что переводится как «отдающий эхо». Сейчас монастырь возрождается, там обосновались монахи.
А к подножию Челтера ведут ступеньки каменной лесенки с восточной стороны монастыря.
Можно много рассказывать об архитектуре и истории создания пещерных поселений. Но лично для меня, была важна сама атмосфера нахождения там. Разве можно передать словами взгляд монаха, смотрящего сверху вниз вслед нам, спускающимся по горной тропе, туристам? В его глазах читалась улыбка. Но не насмешливая. Нет. Он не смеялся над нами. Скорее он сочувственно нам улыбался. Не сочувствуя нашим физическим нагрузкам. А скорее, понимая, что с каждым шагом, удаляющим нас от монастыря, мы удалялись от покоя и мира присущего монастырскому устрою. Он смотрел нам вслед и наверное оттуда, из своей кельи, видел ожидающую нас суету больших городов, бессмысленность ритуалов с одеждой, на которую обречены все жители мегаполисов, и мечтал о новой встрече с нами. Во всяком случае, мне бы этого хотелось. Знаю, будут другие походы, другие горы и новые люди. Но я всегда буду помнить глаза того монаха, глядящего с усмешкой нам вслед из кельи пещерного монастыря в Крыму.
До новых встреч в горах. Всегда ваш Ю. Хант.
P/S Приношу извинения за отсутствие фотографий, в оригинальной статье они присутствуют. Сказывается редкость моих появлений в сети - сложность с редакцией фотографий.
0 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!